?

Log in

No account? Create an account
Не клевещи на нашу молодежь - Елена Троянская [entries|archive|friends|userinfo]
Елена Троянская

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Не клевещи на нашу молодежь [Mar. 30th, 2012|09:08 am]
Елена Троянская
[Tags|]

Опять приглашение к дискуссии. Нет, не про тупых студентов. Я хочу попробовать сформулировать некий взгляд на современную эволюцию познания. Эволюция познания тут - в кухонном смысле, для любого отдельно взятого человека. Или эволюция невежества, ежели так менее пафосно.

Мне тут вот пеняли, мол, не клевещи на нашу молодежь, наши родители тоже любили говорить нам, что мол, были люди в ихо время, нетопыри - не вы. Примеров того, что древнейшая шумерская табличка (или на чем они там писали) содержит жуткие пени о близком конце света, поскольку молодежь не слушает старших, отращивает длинные волосы и играет на рынках на непристойных музыкальных инструментах - тоже не надо. Я их все знаю.

Давайте-ка подумаем вместе, что качественной разницы между нами и нашими родителями - не было никогда. Ну да, у них был тряпичный мячик, а у нас - резиновый. У них была деревянная машинка - а у нас - пластиковая. И у моей куклы волосы были мягше и длиньше, чем у куклы моей бабушки. И да, у шумерской девочки кукла была деревянная и с шелковыми волосами (или из пакли, а то и вовсе лысая была кукла, если девочка бедная), а у меня - пластиковая с нейлоновыми кудрями. Но это были куколки, тележки (автомобильчики), музыкальные шкатулки (будильники бабушки), шарманочки и прочее. На протяжении тысяч лет. Все то, что мы нещадно ломали, чтобы посмотреть, что внутри, а внутри была бездна всего - колесики и пружинки, в эту красоту можно было воткнуть карандаш, чтобы посмотреть - остановится ли и завести снова. Не на каждый вопрос мы получали ответ - КАК это работает, но мы получали довольно ответов, чтобы плодить новые вопросы.

И вот сейчас я скажу, что мы незаметно для себя и хлопотно для наших родителей делали - мы познавали мир. Да, в полном соответствии со вторым началом термодинамики - увеличивая энтропию вокруг себя, мы организовывали свои мозги. Каждый из нас интуитивно знал, что если встать на сиденье качелей - частота осцилляций увеличится. Мы не знали ни слова осцилляции, ни слова частота, ни, тем более, ничего о связи эффективной длины маятника с его периодом. Мы знали это из игры, из взаимодействия с реальным миром.

Свое первое открытие я сделала в семь лет. Оно потребовало от меня не только научной пытливости, но и истинной самоотверженности настоящего ученого. Я положила под трамвай кусочек магнита. Вы помните, что был магнит на рынке детских сокровищ? За него можно было получить прозрачный шарик или пару красивых стекол для секретиков. Уничтожить такое сокровище? Но у меня был вопрос - я очень хотела отделить южный полюс магнита от северного. К моему удивлению, все пылинки, оставшиеся на рельсах после трамвая, продолжали быть крохотными, но магнитиками, оснащенными северным и южным полюсами. С тех пор всякий раз, когда я слышу о проблеме магнитного монополя, я вспоминаю летний пыльный день на улице Инженерной, когда вдруг стало понятно, что по-простому с этими полюсами не получится.

А теперь после этого отступления, давайте заглянем в нынешние ящики с игрушками. Внутренняя механика полностью исчезла из машинок и всяких самодвижущихся штучек. Оно и понятно - механика - вещь дорогая, даже для машинки, проще всунуть туда крощечный чип - машинка делается легче, изящней, да и дитятке пальчик шестереночкой не прищемит, когда оно ее ломать будет. А по бокам навесим светодиодиков, чтобы мигали.

Дети все равно ломают игрушки - человек всегда приходит в этот мир с любопытством. Ломают, внутри сидит штучка, величиной с ноготь. Дает ли процесс слома самомалейший ответ на вопрос - как это работает? Нет. Как говорят мои студенты - "Работает, потому что там кнопка". Вопросы, оставшиеся без ответов, вернее - вновь и вновь остающиеся без ответов - просто убивают любопытство. Все происходит потому, что присходит потому.

Дальше - лучше. Процесс добычи информации стал необыкновенно прост. И тут мне сразу скажут - ну Киса, ну вот же ж, конечно, они не получили ответы из игрушек, зато получат из Гугла. Но для того, чтобы научиться получать ответы, надо долго - с младенчества - тренироваться в задавании вопросов. Вы знаете, меня просто поражает, насколько мои студенты при том, что постоянно сидят в сетке и социалках - подчас неспособны выловить что-то путное хотя бы из википедии. Критического подхода нет никакого - и полный аут. Но это опять отступление, проблема не в этом.

Это поколение, нынешних двадцатилетних - это первое поколение, которое не привыкло обрабатывать сырую информацию. Казалось бы - какая прелесть, а? Не надо думать, достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос. Проблема в том, что даром ничего не бывает. Easy come - easy go. Вопросы не связаны друг с другом, в результате ответы дают фрагментарное нечто, которое пролетает сквозь нетренированный мозг, как кусок сала сквозь утку. А шаг влево-шаг вправо - дает неузнаваемый вопрос, ответ на который снова пролетит сквозь.

Добавьте сюда безумное количество книг, которые делают продажи, объясняя, как можно легко учиться без всяких усилий. Все врут учителя, что нужно трудиться, это они о собственной занятости пекутся. Эти книги с легкостью бьют в нетренированных мозгах непонятное второе начало термодинамики: для увеличения порядка в системе надо произвести очень неслабую работу. Спонтанно порядок не увеличится.

Я уже не раз встречала в работах моих студентов всякую чущь, которую они отстаивали с пеной у рта, пользуясь единственным доводом: я прочитал это в интернете. Естественно, я пытаюсь объяснить, что там неверно. В глазах стоит вежливая готовность ПОВЕРИТЬ. Я понимаю, что в следующий раз они поверят чему-то другому. Им все равно, во что верить, поскольку никакого объективного понимания пусть даже тривиальных вещей там просто нет.

Еще отступление: Девушка, которая решает задачу про маятник и пишет , что он у нее в отклоненном виде завис и стоит. Ну стоит и все тут. Ну как же Вы, голубушка? - А я не знаю, что такое маятник, я в интернете посмотрела анимацию - так его везде можно остановить. - Ну а на качелях Вы катались? - А при чем тут качели? Правда я на них не каталась, мои родители считают, что это опасно. - Ну а вот у нас в холле висит маятник (Фуко), пятиметровый, не обращали внимания? - Ой, я когда после лекции выхожу, я всегда эмейл по телефону проверяю, так что вокруг не смотрю. Нет, не видела. Но я погляжу! - искренне врет дева.

As to conclude : еще раз, я вовсе не пытаюсь тут пророчить Апокалипсис. В любом случае, ежели чего, я надеюсь до него не дожить, да и кто я такая, чтобы чего-то пророчить. Я просто отвечаю на возникшие в предыдущей дискуссии реплики, что , мол, ничего не меняется. Меняется, на мой взгляд, и очень сильно.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: kukushka_kryaka
2012-03-30 01:18 pm (UTC)

каструля forever

У меня была бабушка, поэтому опыты с магнитом и трамваем мне совсем не грозили.

Зато моя дочь сейчас так же, как она выговаривает некоторые слова и делает похожие ошибки в русском. Потому что их родные языки принадлежат к одной группе. НАпример, в обоих языках нет фонематического различия между мягкими и твердыми согласными!

Зато я открыла, как проще объяснять русский иностранцамЖ)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 01:29 pm (UTC)

Re: каструля forever

Но зато бабука, наверное, шила и вязала?:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kattrend
2012-03-30 01:23 pm (UTC)
Так ведь и здесь должен прилагаться взрослый, который объяснит.
Как в сказке "Городок в табакерке" - папенька все объяснил и сообщил, что следует учиться механике, чтобы совсем уж все понять.

Так и сейчас. К ребенку, сидящему в гугле, должен прилагаться взрослый, который научит формулировать запрос и выбирать нужную ссылку.

Видимо, проблемы начинаются там, где взрослый пытается все еще учить механике, а ребенок давно по ссылкам убрёл куда не надо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 01:30 pm (UTC)
Проблемы начинаются там, где взрослый уже не может формулировать вопрос. Далеко не все родители дают ответы на вопросы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: karajel
2012-03-30 01:24 pm (UTC)
И все равно аргументация типа "все легче дается и поэтому не ценится" =))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 01:31 pm (UTC)
Почему не ценится? Очень даже ценится - ответ на тест выгуглить. Другое дело - в голове не задерживается.

Я не очень поняла Ваш комент, он слегка перпендикулярен тому, что написано.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: andanton
2012-03-30 01:26 pm (UTC)
Так, Киса, это опять не та выборка! Я абсолютно не специалист в вопросе, и суждение иметь не могу, но я видел один раз курсовую студентов второго курса. Здесь, в Канаде. Нам - я физик по образованию - такое и не снилось! Они должны были рассчитать и построить мост по своим расчетом. Потом на мост прикладывалась нагрузка до разрушения, и педагог сравнивал, насколько расчеты будущих инженеров совпали с практикой. Совпали и превзошли. Никто ребятам не помогал, это было задание по реальной инженерной дисциплине. Насколько я могу судить, вы преподаете физику в медицинском колледже. Ну вы переверните, пойдите преподавать анатомию будущим мостостроителям. Такие глубины невежества и нелюбознательности откроются - ужас просто.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 01:34 pm (UTC)
Слушайте, да не гадайте Вы, что именно я преподаю и кому. Все равно не угадаете. :)
Здесь тоже бывают интереснейшие проекты, Вы знаете. Я вообще не об этом. Я о простом изменении процесса познания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: newtricker
2012-03-30 01:38 pm (UTC)
неверую ибо абсурдно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 01:39 pm (UTC)
А поподробнее? :) Нет ничего приятнее, чем обсуждение абсурда!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: maria_amor
2012-03-30 01:55 pm (UTC)
Киса, я вспомнила, как в Иерусалимском университете мне объясняли, что нас учат не "знать", нас учат мыслить, уметь приобрести информацию и обращаться с ней, использовать ее и делать на ее основе выводы. Я до сих пор благодарна своей альма-матер.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sabinulya
2012-03-30 05:35 pm (UTC)
Плюс один:)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: anna_i
2012-03-30 02:03 pm (UTC)
>Каждый из нас интуитивно знал, что если встать на сиденье >качелей - частота осцилляций увеличится.

Я не хочу спорить по основным пунктам. Но по-моему тут вы очень ошибаетесь :) К тому же, место для любопытства есть и будет всегда, другое дело что в ребёнке это всегда можно убить. И тут, как мне кажется, виновата во-первых система образования, которая заваливает детей не очень связанными друг с другом фактами, будь то история, литература, или наука, и как ни странно заботливые родители, которые обеспечивают детям 100% занятость, не оставляя ни минуты на то, чтобы о чём-то самому подумать, поразмышлять, попробовать. У современных детей нет времени для магнитов и рельсов, вот такой печальный факт. Их с детства готовят к поступлению в очень хорошие колледжи, а не ко всяким глупостям.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_i
2012-03-30 02:06 pm (UTC)
Кстати, насчёт наших родителей я в корне не согласна - у них по многим вопросам полностью отсутствует критический подход. И интернету они тоже очень верят. А также тому, что сказала соседка.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: flippantpancake
2012-03-30 02:03 pm (UTC)
ну мы познавали мир не сами, все-таки родители присутствовали, хоть и опосредованно
кто-то разбирал купленные родителями машинки, завороженно рассматривал механизм механических часов, устройство пианино (я кстати его чуть не покалечила лет в 12, но никто не заметил, потому что я нашла клей и все молоточки приклеила как было)
мы все в какой-то степени дети среды обитания...
хотя пофигизм нынешнего поколения раздражает, но я считаю это где-то следствием огромного потока информации, который они не в силах переварить и усвоить, так что все кругом виноваты
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 05:42 pm (UTC)
Про родителей - отдельная речь. Понятно, что родители разные. Кого-то и раньше воспитывала улица, кого-то сейчас воспитывает айфон. Я как раз об объеме и качестве информации. И способе ее подачи, когда она практически не может быть "оптимизирована".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: avzel
2012-03-30 02:07 pm (UTC)
Не скажу ничего оригинального: по-моему, Вы излишне драматизируете ситуацию. Механических всяких конструкторов для детей, всяких там "Юных химиков" столько и такого качества, что нам в детстве и не снилось. Моя жена с увлечением (взаимным!) играла и продолжает играть с нашими внуками во все эти игры - к примеру, они собирают (теперь уже самостоятельно) всякие хитрые каскады горок с желобами, по которым шарики катаются, и никаких, замечу, кнопок. Для детей со склонностью к математике вообще раздолье - наш внук уже в 5-летнем возрасте икосаедр научился собирать из планочек с боьшим увлечением. А тот факт, что тот же икосаедр можно ему показать в 3Д, да еще и покрутить на экране компьютера в разные стороны, по-моему, только прибавляет и понимания, и очарования.

А я недавно ходил со своей 8-летней внучкой в ее (вполне себе не частную) школу на вечернее мероприятие, где куча родителей с детьми играли в разные математические игры. И заметьте, опять-таки ни одной кнопки или чипа.

Вот, действительно, если родители (или там дедушки с бабушками, или учителя, наконец) не общаются с детьми, а предоставляют им как слепым котятам барахтаться на просторах интернета, то могут возникнуть проблемы с познанием мира (и не только с ним). Но так всегда было.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 05:50 pm (UTC)
Понимаете, Вы абсолютны правы и, собственно, у меня просто не хватило места об этом написать. Да, кого-то по-прежнему воспитывают родители, изыскивая способы, согласно своему достатку и разумению. Кого-то прежде воспитывала улица, теперь - айфон. И, в общем-то, казалось бы, оно даже лучше. Я даже так думала, до трех подряд страшных флэшмобов в центре Филадельфии. Которые были созваны именно через айфон. Черные подростки пришли туда, куда раньше бы не сунулись - туда не суются отдельные банды - объединенные твиттером. Это было страшно.
я не драматизирую никоим образом, я просто пытаюсь обосновать простую вещь - что это поколение отличается от прежних поколений чем-то уже качественным. Я не знаю, может, это даже хорошо - я не возьмусь судить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zajcev_ushastyj
2012-03-30 02:08 pm (UTC)

Серьезно не воспринимать! :)

У меня есть дурацкая теория (только тапками не бейте!).
Если начать сильно издалека, задавать вопросы об устройстве мира и пытаться найти на них ответы еще бешеные тыщи лет назад могли очень и очень немногие. Во-первых, чтоб этим интересоваться, надо иметь мозги. К сожалению, не у всех они есть.
Во-вторых, еще сто лет назад 99% детей даже если пытались задавать вопросы, получали в ответ, скажем, кайло и приказ идти работать. Т.е. для любопытства и его удовлетворения надо иметь свободное время. Которого у большинства не было. И поощрять детское любопытство у большинства родителей не было никаких причин.
Наша современность подарила детям свободу от кайла. Но подарить мозги всем и равномерно невозможно (что бы там ни говорили).
Грубо говоря, возможность задавать вопросы есть сейчас практически у всех, но большинству (как и тыщи лет назад) это просто не надо.
К сожалению, сейчас это большинство все больше и больше рвется к высшему образованию. Денег хочется всем. Но процент тех, кому оно реально нужно в силу врожденных способностей мыслить, похоже, постоянен.
Грубо говоря, доступность образования привела в вузы тех, кому там делать нечего.
А что до игрушек... Игрушки тоже стали доступны всем очень недавно. Чтобы играть - тоже надо иметь время и свободу от кайла.
Современные детки познают мир, но по-другому, с учетом современных возможностей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: boruch
2012-03-30 02:34 pm (UTC)
вот, а я тут как раз долго думал, как бы мне это сформулировать.

количества ума в мире постоянно, а население все время растет.(ц)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 05:55 pm (UTC)
Теперь в высшее образование стремятся все. Это понятно. Здесь, в Америке, школа не учит, а воспитывает в тебе личность - как мне объяснили в предыдущем посту. Ну надо же чему-то научиться, хоть когда-нибудь. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tommi_anya
2012-03-30 02:48 pm (UTC)
Тут ошибка у вас, мне кажется. Сперва вы сравниваете себя и родителей, а потом себя и каких-то отдельных студентов, поразивших вас своей темнотой (не, ну правда, положа руку на сердце, много ли студетнов действительно никогда не слышали и не видели маятника).
Я сравниваю себя и своих детей, и детей своих друзей, и друзей своих детей. И вижу, что они не хуже, а скорее лучше. Развитые, разумные, и мыслят шире, чем я в их возрасте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 05:58 pm (UTC)
Во-первых, я не говорю, что эти дети хуже нас. Я говорю, что они другие. Это мой основной тезис.
И я как раз пытаюсь говорить не об интеллигентных выходцах из России, которые обеспечивают своим детям все возмонжности на грани невозможного - я смотрю на "среднее" - на троишников, которые очень мечтают куда-то пробиться, стараются, но никак не могут уразуметь, что такое думать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: umnickmd
2012-03-30 02:50 pm (UTC)
Может быть, система образования не успела еще адаптироваться? Я помню, бывало в мое университетское (здесь уже, в Америке) время так, что на экзамене разрешали пользоваться учебниками. И, конечно, вопросы были такие, что учебники скорее мешали, чем помогали. Надо было довольно хорошо знать предмет, чтобы понять, где/что/как смотреть. А уж если давали экзамен на дом, то и вообще... думать приходилось.

Сейчас, конечно, на все вопросы какой нибудь ответ да нагуглится. Такие вопросы, традиционные и устоявшиеся. А. может, надо иначе? (знал бы как - преподавал бы)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rapitosov
2012-03-30 05:11 pm (UTC)
+1к проблемам образовательной системы

И тут даже не в гугле дело. В моём студенчестве (ограничившемся младшими курсами) мобильных интернетов не было, что позволяло мне неплохо зарабатывать делая рассчётки по пяти предметам для половины потока (при этом успевающим студентом я не был). Из термеха, вышки, сопромата, информатики, черчобы и начерталки удовольвие мне доставляла лишь последняя (просто потому, что я до сих пор в восторге от идеи описания трёхмерного объекта двумя проекциями). Остальные требовали применения небольшого количества шаблонов (а информатика с сопроматом - расстановки чисел в нужные клеточки, и произведение последовательных действий над ними). Чему должны научить студента эти бессмысленные манипуляции? Ответ немного предсказуем :)

Зато, когда у нас началась полевая практика по геодезии-картографии - это стало потрясающим опытом. Там тоже присутствовало клеточко-заполнение-калькуляторо-применение, но лишь в качестве вспомогательного инструмента: в результате рождался план местности! И даже не смотря на то, что съемка велась на единственной площадке, каждый план (да, их я тоже поставил на поток) был уникален. И меня грело чувство, что я делаю что-то НАСТОЯЩЕЕ.

Из всего сказанного я могу выделить несколько моих требований к обучению:
- работа над темой, не абстрагированной от реальности
- понимание, куда можно будет применить полученный опыт
- результат должен выходить в какой-то степени уникальным
- лучше, что бы работа включала в себя графические и тактильные компоненты

И отдельно хочу отметить, что хорошая лекция - это всегда захватывающее шоу :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: juan_gandhi
2012-03-30 02:53 pm (UTC)
А что, любопытно. Оторвавшись от реального мира, можно на него по-другому смотреть. Мы слишком привязаны к законам физики. Оттуда, бывает, следует всякая чушь, типа применения законов сохранения к экономике.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 06:24 pm (UTC)
я об этом уже думала. И даже задавалась вопросом - какие законы будут применять к экономике сейчас и с каким успехом. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: observarius
2012-03-30 02:58 pm (UTC)
Два весьма прагматичных вопроса:

1. Нельзя ли воспользоваться блатом :) и привести сына-старшеклассника к тебе на лекцию как-нибудь? Особенно, если это будет эксперимент с розой, а?

2. Дошло до меня, что в славном городе Багдаде ну ладно, в другом городе, ты готовишь к публикации учебник... это правда? Где можно записаться в очередь покупающих?

И прошу заметить - это не ОФФ-ТОП, это ценности нашего поколения, которые я и пытаюсь транслировать дальше :)

Птицу привет, вот.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kisochka_yu
2012-03-30 06:26 pm (UTC)
Сына привести можно, только опыта с розой уже в этом семестре не будет. Вообще, надо было раньше спрашивать - соталось всего 3 с половиной недели - все особо интересные демонстрации прошли. Теперь уж осенью.
Учебник - да, должен выйти летом к осеннему семестру. я тебе авторский экземпляр дам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>