Елена Троянская (kisochka_yu) wrote,
Елена Троянская
kisochka_yu

Category:

Перечитывая «Мастера и Маргариту»

Хочу сказать сразу, дабы избежать побития камнями еще до того, как выскажу все, что хочу: мне нравится эта книга. Я люблю этот захватывающий с первых слов зачин, когда уже знаешь – да, завяжется узел необыкноввенных событий и никуда не уйти от этого вихря. Я люблю протяжные и размеренные главы о Пилате.

Но последнее время - довольно длительное время – об этом романе стало принято говорить не иначе как с придыханием волнения и всхлипами восторга. А от ряда товарисчей я вообще слышала, что «это лучшая книга
всех времен и народов».

У меня есть несколько претензий к общепринятому прочтению этого романа. И в первую очередь к Легенде о Великой Любви Мастера и Маргариты.


Линия Мастер-Маргарита мне кажется самой слабой, если не попросту провальной линией романа. Однако она необыкновенно притягательна для определенных групп народонаселения. А именно – для женщин.

Соблазнительно представить себя Маргаритой – богатой, неработающей, живущей в особняке, обожаемой мужем и, что принципиально важно, несмотря на все это – глубоко несчастной. Отнимите у нее ее несчастье – и станет она обычной номенклатурной хорошо кормленой и ухоженой женой.

Она получилась удивительно никакой – дама без всяких свойств. Вернее, с одним свойством – ее страдания из-за разлуки с Мастером. Попробуйте сыскать в романе хоть что-то, что развлекало бы ее праздный ум. Из книг она читала только рукопись Мастера, а дни свои проводила за разглаживанием страниц все той же рукописи. Все, что нам сообщают об ее уме, должно быть принято на веру. Ладно, мы согласны, насчет ума – мы поверим.

С Великой Любовью хуже.

Роман Мастера и Маргариты длился с мая по октябрь. Не очень продолжительный срок, чтобы назвать эту любовь «вечной». Больше похоже на яркий и сочный летний роман, какой каждый из нас хоть раз в жизни да испытывает – все горит, поет, потом приходит осень, разной тяжести проблемы на работе, и как-то все становится не так, как прежде. Тускнеет.

Ну мне, конечно возразят – два дня или пять лет, какая, к шутам, разница, если мы о Любви. Но есть один нюанс. Когда Мастер пропал, Маргарита, как ни в чем ни бывало, осталась жить со своим мужем. Она собиралась сказать мужу обо всем и уйти к Мастеру, но «по счастью, не успев переговорить с мужем» (и это точная цитата!), так с ним и осталась. И жила, внутренне страдая. И спала с мужем, надо думать, внутренне страдая. И прожила бы, внутренне страдая, всю оставшуюся жизнь, не случись на ее пути Воланд. Как-то это все несколько не вяжется с концепцией Великой Любви. Захотела быть честною – в прачки бы шла, - как посоветовал Федор Михайлович одной своей героине устами другой своей дамочки. А то что же получается – любовь любовью, а запасной аэродромчик всегда неплохо иметь.

И опять-таки мне могут возразить – ну не улицу ж ей было идти и прочее... Но давайте рассмотрим последнюю ее встречу с Мастером.

Мастер – болен, он сходит с ума( кстати, во многом из-за того, что она уговорила его опубликовать отрывок). Маргарита удаляется, сказав на прощание, «ей легче было бы умереть, чем покидать М. в таком состоянии одного, но что ее ждут, что она покоряется необходимости, что придет завтра.» Ее ждут – большая примерка, раут? Что в тот момент могло быть важнее для нее, чем состояние Мастера?

Ночью она прибегает проведать его – ее мужа вызвали на завод, там пожар – и находит Мастера, сжигающим свою рукопись. Он безумен – она спокойна. Она упаковывает рукопись и... уходит домой. Сказав следующее: «Я осталась бы у тебя и сейчас, но мне не хочется это делать таким образом. Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью. Он не сделал мне никогда никакого зла.»

Ах ты батюшки, какое благородство в отношении человека, которому рога наставлялись в полный рост в течение пяти месяцев. Я ничего не имею против благородства как такового, но тут перед ней был больной любимый человек, которого ни в коем случае нельзя было оставлять одного. А она думает о том, как она будет выглядеть. Кстати, такую новость, как уход горячо любимой жены, вряд ли можно подсластить формой, в которую эта новость отлита.

Словом, вот как ни пишут об этой Великой Любви, а не верю!

И еще один вопрос меня мучает: случайно или специально Булгаков сделал свою Маргариту столь обезоруживающе никакой и неинтересной, особенно по сравнению с блистательной мужской компанией романа?..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments